Кто такие коллекторы?
Коллекторская компания или агентство – организация, основным видом деятельности которой считаются услуги на возврат просроченной или дебиторской задолженности. В теории, главная задача и смысл работы таких организаций – вместе с должником найти выход из сложившейся сложной финансовой ситуации. Разработать план выхода из просрочки с постепенным возвращением к платежам согласно первоначальному графику.
Работу регулирует №230-ФЗ закон «О коллекторской деятельности». А попадают клиенты к коллекторам, потому что кредиторы, которым заемщики должны и допустили просрочку по кредитному договору, передают долг в работу третьим лицам по агентскому договору или продают задолженность по цессии. Такое согласие обычно содержится в подписанной клиентом анкете-заявлении на займ. В первом случае банк обязан за 30 дней уведомить должника о том, что по работе с долгом привлекается третье лицо – ст. 9 фз 230 о коллекторской деятельности 2022 или при состоявшейся переуступке долга по договору цессии, о правопреемстве должнику обязано сообщить коллекторское агентство согласно ст. 382 ГК РФ. До этого клиент банка может не вносить выплаты по кредитному договору.
Основные виды деятельности агентства такие:
- досудебное взыскание задолженности;
- взыскание после обращения в суд и подачи иска;
- банкротство физических или юридических лиц;
- помощь в исполнительном производстве;
- работа с должниками кредитора по агентской схеме;
- выкуп просроченных кредитов по договору цессии.
Компании оказывают разные типы услуг, в том числе помогают взыскателям – физическим лицам получить долги. Например, помочь вернуть алименты на ребенка.
Как избавиться от коллекторов?
Несмотря на четко установленные законом нормы и способы взаимодействия коллекторов с должниками, взыскатели нередко нарушают эти правила. Жертвой психологического давления может стать и тот, кто никогда не брал кредитов и никому не должен. Просто его контактные данные указал в анкете должник, которого разыскивают.
Основные способы, как избавиться от звонков коллекторов такие:
- Банкротство. Процедура оформления финансовой несостоятельности запускает процесс списания всех долгов должника. А если долги списываются то, взаимодействие с должником о взыскании просроченных займов не допускается.
- Заявление на отзыв согласия на взаимодействие. Подается по истечении 4 месяцев с момента возникновения текущей просроченной задолженности. Если коллекторы работают в правовых рамках, то прекращают личное общение.
- Жалобы на неправомерные действия сотрудников агентства. При нарушении установленных законом частоты и периодичности взаимодействия, оказания давления на должника или угрозах, хорошим вариантом считается подача жалобы на действия коллекторов в надзорные органы. К ним относят полицию, ФССП или прокуратуру. Это хорошо работает в ситуации с «черными коллекторами», которые используют только незаконные методы и если видят, что клиент знает о правах, прекращают давление и любые контакты.
И часто это работает. Например, распространенная уловка – возможное обвинение в мошенничестве. Чтобы полиция возбудила дело важно доказать намерение должника взять кредит с целью не возвращать. До подачи заявления дело редко доходит, а если и так, то при общении с сотрудниками правопорядка должник пишет объяснительную и описывает сложную финансовую ситуацию, по причине которой не может выплачивать долги. Он никуда не скрывается и хотел бы закрыть долги, но не имеет возможности на текущий момент это сделать. Далее правоохранительные органы отказывают кредитору в возбуждении дела по факту мошенничества.
Юристы советуют при общении с коллекторами начинать разговор так: с фразы «я записываю наш разговор». В большинстве случаев это мотивирует сотрудника вести диалог с соблюдением закона или сбросить звонок.
Что можно, а что нельзя делать коллекторам?
Главные способы как избавиться от коллекторов законно основываются на понимании должником не только своих прав и обязанностей, но и обязанностей кредитора или взыскателя, действующего от его имени. Они также обязаны соблюдать закон. Главные запреты при работе с должниками согласно ст. 7, ст. 8 №230-ФЗ такие:
- не допускается взаимодействие коллекторов должником, которого суд признал банкротом и в его отношении введена процедура конкурсного производства;
- запрещено любое психологическое или моральное давление, оскорбление в виде нецензурных или унизительных выражений;
- коллектор не имеет права разглашать третьим лицам информацию по задолженности и должнику;
- запугивать заведомо ложной и неправдоподобной информацией в возможном возбуждении против клиента административной или уголовной ответственности (кража, мошенничество с кредитами) подачи документов в суд.
Также 7 статья закона «О коллекторской деятельности» разрешает взаимодействие с должником на следующих условиях:
- не более 1 звонка в день, 2 в неделю и не более 8 в месяц;
- контакты посредством СМС-сообщений – не более 2 раз в день, 4 в неделю и 16 раз за месяц;
- при звонке, сотрудник компании обязан представиться, озвучить полное ФИО и название организации, которую представляет, сведения о кредиторе, от чьего имени действует и данные о кредите, на возврат которого направлены действия сотрудника;
- общение с должником может происходить с 8 утра до 22 часов вечера в будние дни и по выходным – с 9 до 20.00.
Крайне редко сотрудники, звонящие должнику, соблюдают порядок и представляются в установленной законодательством форме.
Куда пожаловаться на коллекторов?
Любое общение с должником должно происходить в уважительном тоне с соблюдением формальностей. Если должник понимает, что его интересы нарушаются или коллектор действует не по закону: оскорбляет, угрожает или звонит родственникам с требованием оплатить за должника долг, следует принять меры. Работу с нарушениями со стороны взыскателя могут проводить разные контролирующие органы:
- Центробанк. Если коллекторы действуют от имени кредитора – поднадзорного ЦБ РФ банку или МФО, то можно составить обращение прямо на официальном сайте регулятора – в онлайн-приемной.
- ФССП. Считается главным органом, контролирующим деятельность коллекторов. Они следят за соблюдением агентствами законных интересов должников. Рассматривают жалобы, принимают решения о назначении штрафов при выявлении нарушений законодательства.
- Полиция или прокуратура. Рассмотрят обращения, связанные с угрозами или противоправными действия коллекторов.
- Роскомнадзор. Принимает жалобы, если кредиторы или лица, действующие от их имени, придали разглашению персональную информацию должника.
Мы рассмотрели основные способы и варианты, как избавиться от коллекторов навсегда. При любых подозрениях на нарушение законных прав должника, ему следует обращаться с жалобами в контролирующие органы. Когда коллекторы видят, что должник разбирается в законодательной базе, они очень часто отступают и продолжают контактировать посредством почтовой корреспонденции.
Подать обращения можно дистанционно, и не выходя из дома. А если ФССП, контролирующий деятельность коллекторов, выявит нарушение закона, то согласно КоАП (ч.1, ч.2 ст. 14.57) компании понесут ответственность. Юридическому лицу, зарегистрированному в реестре коллекторских компаний, грозит штраф от 20 000 ₽ до 200 000 ₽ и возможная приостановка деятельности коллекторских организаций.